Поделиться:
29 марта 2017 11:07

Бой под Анапой

10/23 марта 1920 г. — ровно 97 лет назад — произошел примечательный бой Лейб-Гвардии Атаманского полка под Анапой.

К полку были прикомандированы сотня лейб-казаков, эскадрон конно-гренадер и пешая сотня кубанцев. Всего в отряде генерала Хрипунова было 427 сабель и 78 штыков при десяти пулеметах. Отряд прикрывал последние рубежи на пути отступления белых к Новороссийску.

Сначала схватились с зелеными. В уличных боях рубились даже пулеметчики, соскакивая с пулеметных тачанок. 3-я сотня атаманцев захватила около 150 пленных. Наголову разгромив противника, 1-я, 2-я и 4-я сотни Лейб-Гвардии Атаманского полка начать «зачистку» Анапы, ища прятавшихся по дворам.

В это время к Анапе подошла конная дивизия Буденного силою около 3000 сабель, 4 орудий и более 50 пулеметов и сплошной лавой начала окружать город, в тылу которого было море с крутым берегом. Единственным возможным путем отступления сделался маленький мостик через реку Анапку, через который шла дорога на пляж и дальше по берегу моря на виноградники «Джемете». Через реку красные еще не переправились, и нужно было выиграть 10-15 минут, чтобы сохранить за собой переправу и дать возможность собраться и выбраться из города 1-й, 2-й и 4-й сотням атаманцев.

Карьером понеслись все к переправе, но к ней уже подходила густая лава красных, в 200 шагах красные пулеметы становились на позиции, и была слышна страшная ругань. Обстановка грозила гибелью всему отряду. Во время бешеной скачки все перемешались. Во главе с генералом Хрипуновым 9 офицеров и около 30 казаков, оказавшихся у полкового значка, выхватив шашки, без всякого строя бросилась на красных, пулеметы которых с постоянного прицела уже открыли огонь по мосту.

Воистину говорят, что смелость города берет! Красные были ошеломлены неожиданной отчаянной атакой атаманцев, направленной в одну точку лавы и стали отходить на широком фронте в 1-2 версты. Их замешательства хватило для того, чтобы выиграть время и дать возможность сотням атаманцев в полном порядке выскочить из города и перейти мост.

Увидев, что их преследует лишь кучка храбрецов, красные быстро оправились, попытались окружить контратакующих и со всех сторон бросились к переправе. Но не тут-то было! На другом берегу Анапки уже спокойно стояли на позициях атаманские пулеметы, встретившие убийственным огнем буденовцев и остановившие преследование. Только счастливая случайность, беззаветная отвага и любовь к родному полку спасли в этот знаменательный день Атаманцев.

В этом бою необходимо отметить подвиг казака 3-й сотни Степана Запорожцева. По приходу в полк в Персияновке он был назначен кучером к походной кухне, так как был маленького роста, нескладно сложен и сильно заикался. Во время контратаки атаманцев он соскочил с козел своей кухни, выпряг пристяжную лошадь, вскочил на нее и принял участие в атаке, нагнав и зарубив двух буденовцев, старавшихся увезти свой пулемет. После этого Запорожцев вернулся, обратно впряг пристяжную и вывез свою кухню. Эта кухня и была единственными двумя колесами, оставшимися в обозе полка после боя под Анапой.

Продолжая выполнять поставленную задачу, двигаясь по дороге на станицу Благовещенскую, у выхода из виноградников Атаманцы натолкнулись на красную бригаду пехоты при 4 орудиях, направляющуюся к Анапе по берегу моря. Красные открыли орудийный и пулеметный огонь по виноградникам, окруженным колючей проволокой. Выручили сумерки и доброжелательно относившиеся к белым местные жители, помогшие Атаманцам выбраться в поле. Красная пехотная бригада в темноте завязала бой со своей же конной дивизией буденовцев, занявших Анапу. Снаряды с двух сторон пролетали над головами Атаманцев. Было запрещено курить и разговаривать. Еще немного, и отряд был уже далеко в степи.

По компасу двигались на восток. Все кругом уже было занято красными, рвавшимися к Новороссийску. В ночи отряд зашел на 22 версты в тыл противника. Под Гастагаевской взяли «языка», который сообщил, что в станице расположилась пехотная дивизия красных и резервная конная бригада Буденного. Сначала решено было проскочить с криками и стрельбой станицу, но уставшие кони отказывались переходить даже в рысь. Станица тянулась на 8 верст, нужно было ее обойти до рассвета. Лошадей вели в поводу, впереди ехали все 10 пулеметов…

Начало рассветать, и из покрова темной ночи стали вырисовываться контуры горы — начала Кавказского хребта. Впереди предстояло еще одно испытание, перейти на совершенно выбившихся из сил лошадях крутые горы. Медленно, по узенькой горной тропинке, справа по одному, потянулись казаки. Сзади шли офицеры и подбадривали падающих от усталости казаков. Около 20 лошадей пришлось бросить. К полудню Лейб-Гвардии Атаманский полк прибыл в станицу Натухаевскую. К тому времени начальником дивизии уже было послано сообщение генералу Барбовичу о полной гибели всего полка. Но полк вернулся, сделав за 26 часов 105 верст, пройдя это расстояние с тремя боями не потеряв ни одного пулемета.

За эти бои Лейб-Гвардии Атаманский полк потерял 38 казаков убитыми и ранеными и бывшие при полку повозки с фуражом и продуктами. В этот день Всевышний еще раз сохранил наш полк для новой борьбы за счастье и свободу России, за поруганные святыни православия, за привольный и родной Тихий Дон.

Помочь! – поддержите авторов МПИКЦ «Белое Дело»