Поделиться:
14 июня 2018 16:47

Суд над памятником Колчаку

13 – 14 июня 2018 года состоялось судебное заседание, посвященное рассмотрению судебного иска «группы из 26 человек», требующих демонтировать памятник адмиралу А.В. Колчаку, убрать мемориальную доску на здании Иркутского железнодорожного вокзала и надпись на фризе здания краеведческого музея.

Первым свое выступление начал товарищ О. Федоров, который начал озвучивать основные исковые требования сторон. Он продемонстрировал слабое знание исторического материала, посвященного Колчаку и даже неосведомленность по многим фактам его биографии. Так товарищ Федоров, в попытке обосновать необходимость сноса памятника адмиралу и всех мемориальных знаков утверждает, что А.В. Колчак якобы не имеет особых заслуг в качестве полярного исследователя. По словам Федорова, А.В. Колчак не имеет серьезных наград за полярные экспедиции. В связи с этим возникает вопрос с каких это пор орден Святого Владимира 4-й степени не является серьезной наградой. Единственную награду, которую Федоров нашел в числе врученных лейтенанту А.В. Колчаку – за участие в Арктических экспедициях. "Большая Константиновская медаль", которая, по его мнению, не имеет большого значения. О том, что подобной медали до Колчака удостаивались только лишь трое полярных исследователей – Ф. Нансен, Н. Норденшельд, Н. Юргенс – О. Федоров умалчивает. По мнению, Федорова, Колчак всего лишь один из участников экспедиции барона Э. Толля, а его монография "Лёд Карского и Сибирского морей" не внесла какого-либо весомого вклада в развитие науки. При этом Федоров, очевидно, забыл об участии А.В. Колчака в экспедиции Борис Вилькицкого 1909 г. на судах "Таймыр" и "Вайгач", в которой Александр Васильевич был одним из руководителей и непосредственных организаторов. Кроме того, утверждение Федорова о том, что монография А.В. Колчака не имеет научной значимости противоречит фактам. Эта монография был переиздана в 2012 году. Картами Арктики, составленными Александром Васильевичем, пользовались до 1950 года, что говорит о высокой точности данных.

Пытаясь принизить имя А.В. Колчака, товарищ О. Федоров ничего не упомянул о том, что помимо того, что он был незаурядным полярным исследователем, Александр Васильевич был еще и выдающимся флотоводцем. Во время своей службы на Балтийском флоте он отлично проявил себя в качестве мастера морского минирования. Благодаря постановке мин А.В. Колчаком удалось снизить активность немецкого флота на Балтике. За эти заслуги он в 1916 г. был назначен командующим Черноморским флотом. В период руководства которым, благодаря таланту А.В. Колчака неприятельские суда надолго оставили Черное море.

Далее О. Федоров заявил суду, что А.В. Колчак в качестве Верховного правителя якобы был военным преступником, в доказательство он ссылался на решение Забайкальского суда военного округа 1999 г., согласно которому Колчаку было отказано в реабилитации. Заметим, что есть только ссылки на это решение, а сам документ засекречен.

Фактов и доказательств его военных преступлений О. Федоров не привел, ограничился общими пространными фразами. Единственное преступление якобы Колчака, которое он озвучил, была казнь 31 заложника (эсеров) на ледоколе "Ангара" 6 января 1920 г. Однако, Федоров, очевидно, не знал, что этих людей казнили казаки семеновцы в отместку за убийство генерала И.Н. Красильникова эссерами в мятежном Иркутске. Колчак к этой казни никакого отношения не имел, так как его поезд находился в тот момент под охраной чехов в районе Нижнеудинска и А.В. Колчак уже был фактически отрезан от своей армии.

Также, по мнению Федорова, памятник адмиралу Колчаку нарушает права его и всех заявителей, а также многих граждан города и области.

После этого поочередно выступили ответчики от областной и городской администрации, которые в своих речах в основном указывали на тот факт, что у истцов нарушен срок подачи иска, и в суд о восстановлении срока подачи они не обращались. Кроме того, по мнению ответчиков, решение Иркутской городской Думы проходило с соблюдением вех процедур об установке памятника: публичное обсуждение при участии широкого круга городской общественности – деятелей культуры, историков, краеведов, вопрос установки памятника Колчаку рассматривался на заседании Комиссии по городской топонимике, в октябре-ноябре 2004 г. подготовка и установка памятника А.В. Колчаку широко освещалась в СМИ, как региональных, так и федеральных. Представитель фонда "Патриот" выступил уверенно и доказательно. Он обосновал правомочность установки памятника.

Заседание суда длилось с 14:30 до 18 часов. Судья приняла решение объявить перерыв до 9 ч. 14 июня.

14 июня 2018 г. заседание Кировского районного суда по иску группы истцов продолжилось. В ходе него состоялись заключительные прения сторон, на которых истцы снова подчеркивали, что памятники «военному преступнику» с их точки зрения не должны стоять в городе Иркутске. Истец Федоров сказал в прениях сторон: «этот человек (Колчак) потерял всё, и если вы собираетесь почитать неудачника, то флаг вам в руки».

Сторона ответчиков и заинтересованных лиц вновь опровергала доводы истцов и просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд удалился для принятия решения.

В перерыве слушатели и истцы провели бурную дискуссию о Колчаке, гражданской войне, о репрессиях в отношении казачества.

После перерыва судья Исакова Н. вынесла решение: исковые требования оставить без удовлетворения.

Памятник выдающемуся полярному исследователю и флотоводцу А.В. Колчаку спасен.